Камертон: Вестник Астраханской государственной консерватории, 2010. Вып 8.

 

АЛЛА СВИРИДОВА: ЧЕЛОВЕК, ЖИВУЩИЙ МУЗЫКОЙ

 

 

Поводом для настоящего интервью стала одна знаменательная для нашего вуза дата. Свое 70-летие отметила Алла Васильевна Свиридова – кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки, заслуженный работник высшей школы РФ, представительница легендарного первого выпуска Астраханской консерватории. Отзывчивая, коммуникабельная, позитивная, но в тоже время требовательная к знаниям, она всегда вызывала чувство восхищения у своих учеников и коллег. Казалось бы, мы знаем об Алле Васильевне все – ее жизни, ее научных интересах, ее способности воспитывать поколения мыслящих ученых, ее необыкновенной тяге к постоянному самосовершенствованию… Однако, те, кто прочитает данное интервью, в котором представлены ранее не широко известные факты, сведения, размышления, истории из ее творческой биографии, внесет новые краски в уже сложившийся образ Аллы Васильевны – человека, живущего в музыке и живущего музыкой.

Естественно, мой первый вопрос звучал следующим образом:

- Алла Васильевна, расскажите, как все начиналось? Когда произошло Ваше знакомство с миром музыки?

В девять лет мама за руку отвела меня в музыкальную школу. К своему стыду имена и отчества первых учителей не помню: Денисова – по фортепиано, Черемина – по сольфеджио и теории. Окончив в 1954 году семь классов общеобразовательной школы, по совету все той же Череминой поступила в музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение (класс Виктора Кузьмича Нечаева). С этого времени помню всех своих учителей: Ирина Рафаэльевна Бухарцева (фортепиано), Марк Аронович Этингер (теория музыки, гармония, полифония, сольфеджио, анализ музыкальных произведений), Галина Яковлевна Вол (музыкальная литература). А еще я училась игре на баяне, так как нас готовили руководителями хоровых коллективов сельских клубов и кроме фортепиано был введен дополнительный «сельский» инструмент.

- Вы помните своих сокурсников?

Безусловно! Набор в 1954 году был замечательным: Тагир Сайфуллин, Юрий Арутюнов, Лев Мокров, Лариса Литвинова, Римма Лейтман (Москаленко), Фарид Сепкулов, Владимир Канунников – дирижеры-хоровики; Борис и Нина Красильниковы – скрипка, фортепиано; Ирина Самсонова (Габриэлова), Юрий Сивко, Элла Мушкатерова – фортепиано и т.д.

- Какой вам запомнилась атмосфера тех лет?

Учеба – самое лучшее время жизни, будь-то училище или консерватория. Сколько восторженных впечатлений от концертов гастролирующих симфонических оркестров (Н. Рахлин, А. Стасевич, Н. Факторович, М. Растропович и др.), оперных спектаклей, балетов, оперетт приезжих групп, выступлений Грача, Штаркмана, Рихтера, Растроповича… В летнем театре Парка «Аркадия» слушала первый и, к сожалению, единственный раз за свою жизнь «в живом исполнении» Концерт для голоса с оркестром Р. Глиэра.

Мы пели мелодии танцев Брамса, Дворжака, темы партий из симфоний и концертов Бетховена, Чайковского, Моцарта (вместо современных шлягеров, которые распевала молодежь), по радио ежедневно звучала классическая музыка в исполнении оркестра Всесоюзного радио, по телевизору часто транслировались концерты из залов Московской консерватории…

- После окончания училища Вы устроились на работу в общеобразовательную школу. Какие эмоции у Вас вызвал труд на этом нелегком поприще?

Работая преподавателем пения в общеобразовательной школе № 47, я испытала совершенно другие эмоции, по сравнению с теми, которые сопровождали меня в годы обучения в училище. Ждала с нетерпением завершения учебного года, чтобы никогда не возвращаться в эту атмосферу. Затем десять лет работала аккомпаниатором в спортивных школах, готовила программы по спортивной, а затем художественной гимнастике с воспитанниками Людмилы Александровны Тихомировой: сестрами Кандыриными (Вера, Надя, Люба), Байрамгазиевой, Засухиной, Леонтьевой и десятками других мастеров спорта. К этому времени у меня была уже пятилетняя дочь и постоянные поездки (Грозный, Дубна, Белгород, Волгоград и др.) на соревнования стали в тягость.

- В 1965 году Вы продолжили свое образование, вновь поступив в музыкальное училище… Чем был обоснован такой шаг – желанием сменить профессию, тягой к самосовершенствованию?

- Конечно, тягой к самосовершенствованию и желанием знать музыку «изнутри». В том году я поступила на теоретическое отделение Астраханского музыкального училища, что коренным образом изменило мою судьбу. Училась по гармонии и сольфеджио у Инны Борисовны Добролюбовой, по музыкальной литературе – у Стеллы Семеновны Руденко, по фортепиано – у Ирмы Евгеньевны Шагаловой. Всем преподавателям искренние слова благодарности!

- В год окончания Вами теоретического отделения училища в Астрахани открылась консерватория и Вы стали одним из первых музыковедов-астраханцев, которые получили высшее образования на родной земле…

Да. На четвертом курсе училища я интенсивно готовилась к поступлению в вуз. С этой целью М.А. Этингер создал специальную подготовительную группу. Первый набор в консерваторию (всего 10 человек) состоял на 50% из астраханцев: Струкова Лидия, Волкова Лариса, Ляхова Валентина, Мисина (Мухина) Татьяна и я.

- Кто был среди Ваших педагогов и чем запомнились годы обучения в консерватории?

В вузе гармонию, методику преподавания теоретических и исторических дисциплин вел М.А. Этингер, историю музыку – Н.В. Александрова (зарубежная музыка) и А.С. Ярешко (русская музыка), полифонию – М.Г. Хрущева и О.А. Меремкулов. По фортепиано педагоги менялись каждый год – Л.А. Ежова, С.А. Егорова, Л.В. Жигульская, Г.А. Сальковская. Приходилось, конечно, нелегко, поскольку учебу в вузе совмещала с работой в музыкальной студии Дома Работников Просвещения (сейчас – Центр детского и юношеского творчества). От профсоюза учителей имела возможность войти в жилищный кооператив и получить квартиру. С материальной точки зрения это было самое тяжелое время в моей жизни, поскольку 50% процентов зарплаты уходило на погашение взятой ссуды. Годы обучения, помимо достижений в области познания музыки, запомнились театрализованными капустниками, яркими программами, которые слушала в концертном зале, знакомством с целым рядом талантливых музыкантов, педагогов. Учась, я принимала участие в конференциях по истории партии; кафедра общегуманитарных дисциплин даже предлагала дальнейшее (послевузовское) обучение в сфере общественных наук, гарантировав мне поступление в Ростовский университет. Но, подумав, я выбрала путь музыковеда…   

- А сразу после окончания консерватории Вы остались в ее стенах, приступив к педагогической деятельности…

В первое время преподавала историю музыки после 1917 года, народное творчество, гармонию, сольфеджио. Сейчас историю отечественной музыки сменила на фактурологию. За все время работы в консерватории в специальном классе подготовила 38 дипломников. Из выпускников класса по специальности: Елена Ситникова (Плотникова) (1981) защитила диссертацию, получила диплом кандидата философских наук и диплом доцента; Элла Панаиотиди (1984) закончила аспирантуру Института искусствознания – ныне ГИИ (Москва); Наталья Барсукова (1989), избрав материалом исследования тему дипломной работы, закончила аспирантуру Московской консерватории и защитила в 1997 году кандидатскую диссертацию по оперному творчеству Слонимского. Выпускники преподают в отечественных и зарубежных вузах, музыкальных училищах и училищах искусств, школах.

- В 1978 году Вы поступаете в аспирантуру Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ныне – Российский институт истории искусств). Чем ознаменованы годы обучения в ней? Согласны ли Вы с утверждением, что Ленинград (Санкт-Петербург) – это особый культурный мир со своими традициями, интеллигентностью?

Конечно. В этом отношении не могу пожаловаться на судьбу. Учеба в аспирантуре способствовала личному общению с музыковедами первой величины – Л.Н. Раабеном, А.И. Климовицким, М.Г. Арановским, Ю.В. Кудряшовым, Т.С. Бершадской, Л.Е. Гаккелем, Ю.Г. Коном, С.М. Хентовой, Е.А. Ручьевской, Н. Серегиной, Ю. Белоненко, О. Коловским. Также общалась с композиторами – Г. Свиридовым, Б. Тищенко, С. Слонимским. Аспирантские сессии, помимо отчетов по науке, были насыщены каждодневными музыкальными впечатлениями. Поскольку предварительная проблематика кандидатской диссертации была связана с творчеством Тищенко, мне удалось попасть на премьеру его балета «Ярославна», Концерта для арфы с оркестром. Симфоническим оркестром дирижировал Юрий Темирканов. В Ленинграде впервые услышала сочинения А. Шнитке, С. Губайдулиной, Г. Уствольской, Э. Денисова, в оперной студии консерватории и в «мариинке» всегда продавались контрамарки на оперные спектакли. Приезжала с таким слуховым «багажом», что казалось, музыка «вылезает» из ушей…

- Вы сказали, что первоначально при написании диссертации хотели заниматься проблемами творчества Бориса Тищенко… А какова окончательная тема Вашего диссертационного исследования и что способствовала смене материала работы?

Нет, я изначально планировала писать диссертацию о Шостаковиче. На вступительном экзамене предоставила реферат по вопросам фактуры в творчестве Дмитрия Дмитриевича. рецензентом реферата был Марк Генрихович Арановский. На первом ознакомительном совете мне неожиданно предложили заниматься проблемами творчества Тищенко, поскольку в ЛГИТМиКе в то время уже писались работы о Шостаковиче, в частности – С. Беловой и Л. Саввиной. Последующее время я ездила и встречалась с Тищенко, знакомилась с его музыкой, получала от него ноты, книги и записи. Однако, на окончательном утверждении темы диссертации мне предложили вновь вернуться к теме, посвященной фактуре Шостаковича. И, по согласованию со своим научным руководителем, профессором Т.С. Бершадской, я согласилась.

- Таким образом и возникло итоговое исследование «Позднее инструментальное творчество Шостаковича (к проблеме проявления принципов монодийности в многоголосии)». А защита Вашей диссертации состоялась в 1982 году…

- Да. Диссертацию написала за три года, что давало преимущество внеочередной защиты. Ни о каких конференциях, симпозиумах аспирант в те годы не мечтал, попасть в сборники научных трудов было практически невозможно. Помог М.А. Этингер, согласившись стать ответственным редактором сборника трудов ГМПИ им. Гнесиных «Актуальные проблемы ладогармонического мышления» (вып. 63). Для защиты диссертации нужны были три публикации, причем депонированные рукописи приравнивались к публикациям. В эти годы я была ответственной за депонирование (имела полный перечень и образцы необходимых документов). Всего у меня две депонированные монографии и восемь статей, хотя процедура депонирования – не из легких. Нынешнее поколение аспирантов, ученых находятся в райских условиях по сравнению с нашим.

- Вы очень активно пишите разного рода работы – научные статьи, рецензии, материалы публицистического характера, отзывы на тексты студентов, аспирантов, на методические пособия педагогов разных уровней образования. Насколько я знаю, у вас около 500 работ…

- Нет, около 500 – только рецензий. Из них: более 40 внешних отзывов на диссертации, авторефераты диссертаций, статьи, очерки (книги: Бычков В.В. Николай Чайкин, Дьячкова Л.С. Мелодика; диссертации: Т.Н. Магницкой (Москва), А.А. Бояринцевой (Нижний Новгород), Е.В. Безрядиной (Саратов); авторефераты: В.В. Бычкова, А.В. Гусевой, Е.М. Смирновой, Е.В. Титовой, В.А. Федотова, В. Прихотько, Е.Л. Александровой, Н.А. Бергинер, Д.И. Моисеевой, Т.Н. Тимонен, Н.Э. Васильевой, О.В. Рудневой, Л.С. Климентовой, О.В. Пашининой, Е.Н. Михайловой). 74 рецензии на дипломные студентов, 366 – на работы преподавателей консерватории, музыкального колледжа, колледжа культуры, на программы и открытые уроки педагогов ДМШ и ДШИ, аспирантов, 37 рецензий на конкурсные работы из музыкальных училищ Юга России. Кроме того, опубликовала 3 монографии, 5 методических пособий, 45 научных статей по проблемам монодии, лада, фактуры, музыки ХХ века, музыкального образования, 17 музыкально-критических статей в областных и республиканских газетах, около 30 публикаций в Вестнике Астраханской государственной консерватории «Камертон» (о концертах, конкурсах, конференциях, олимпиадах, жизни студентов, городских мероприятиях, музыкальном образовании), приняла участие в редактировании семи сборников научных статей. Возглавляла комиссии по аттестации оркестрового отделения колледжа культуры, теоретического отделения филиала музыкального колледжа в г. Капустин Яр (Знаменск), была председателем ИГА в Дербенте, Орджоникидзе, Капустином Яру, экспертом по аккредитации ДМШ и ДШИ №№ 1, 2, 3, 4, 5, 11, 15, 20.

- А что, помимо преподавательской и научной деятельности, Вас вдохновляет? Интересно, чем занимается Алла Васильевна в нерабочее время, если, конечно, такое существует в Вашем бытийном (научно-преподавательском) пространстве?

Могу сказать одно: во мне пропал прекрасный дизайнер. В квартире все делаю сама: крашу, оклеиваю стены, вешаю люстры, подбираю мебель, даже балкон остеклила собственными силами; шью, вяжу крючком и на спицах (как теперь говорят – эксклюзив). Для «души» пишу рассказы о животных, обожаю кошек, но в доме у меня их нет (после смерти кота Тома я ограничила заботу о четырехногих бездомных ежедневным кормлением). Сочиняю музыку, но она романтическая, если так можно сказать – «музыка сердца».

- Наверное, многие из тех, кто прочитает этот материал, впервые услышат, что Вы – композитор. Расскажите поподробнее о своей музыке. Что Вы пишите? В каких жанрах и формах? Исполнялись ли когда-нибудь Ваши сочинения?

Я пишу детские оперы для фортепиано с голосом. А началось все в начале 90-х годов, когда я работала в Школе одаренных детей (ШОД) преподавателем музыки. Мне было интересно экспериментировать, сочиняя музыку, внедряя ее в обучающий процесс, исполняя в концертных программах различного рода детских мероприятий. Именно силами детей были поставлены мои оперы «Колобок», «Муха Цокотуха», «Волк и семеро козлят». Все эти сочинения не изданы, имеются лишь в рукописи. Вообще годы работе в ШОД, а это период с 1992 по 1996 года, ознаменованы не только этим. По сравнению с другими школами и, особенно, по сравнению с той, в которой я работала в 1960-е годы, точнее – с тем временем, ознаменованы рядом значительных и позитивных моментов. Например, в ней учился Дима Дюжев, впоследствии ставший замечательным актером. Помню, как он выступал на концертах, делал сольные программы-бенефисы в парном танце (в школе велся предмет «Хореография»), читал собственные стихи. Директор ТЮЗа Ю. Кочетков в качестве награды подарил ему именные часы. В то время в стенах ШОД царила необыкновенная атмосфера творчества, экспериментов, положительно сказавшихся на качестве воспитания и образования детей. Я имела возможность рассказывать детям о музыке Древней Греции и о народном песенном творчестве Астраханской области, о русском романсе ХIХ века и о музыке Луи Армстронга, о современном мюзикле и о проявлении сказочных мотивов в балетах Чайковского. Диапазон тем был широк, так как сама составляла программу.

- Зная и внимательнейшим образом знакомясь с Вашими научными публикациями последнего времени, я замечаю тенденцию к новым ракурсам музыковедческой науки. Вас стали интересовать новые жанры, творчество представителей современного авангарда. Не могли бы Вы вкратце охарактеризовать Ваши научные интересы сегодня?

На данный момент в поле моего научного кругозора, помимо фактуры и фактурологии, которые не перестаю изучать, – хоровые произведения Шнитке, Фалика, Смирнова. Я замечаю тягу к хоровому творчеству, хоровым жанрам, возможно, в данном случае сказывается мое первое музыкальное образование? Мне интересны концепции современных хоровых произведений, проблемы соотношения слова и музыки, соотношения голосов в фактуре и т.д. Раньше меня увлекала инструментальная музыка, теперь – хоровая.

 В заключении хотелось бы еще раз поздравить Аллу Васильевна Свиридову с Юбилеем от ректората, профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов. Пожелать достижения новых творческих вершин. А мы знаем, что Творчество для Аллы Васильевны – это Жизнь.

 

 

К биографии Аллы Васильевны

 

Основные творческие вехи:

 

1949-1954 – обучение в музыкальной школе

1954-1958 – обучение в музыкальном училище (хоровое дирижирование)

1965-1969 – обучение в музыкальном училище (теория музыки)

1969-1974 – обучение в консерватории (теория и история музыки)

с 1974 по настоящее  время – преподавание в АГК

1978-1982 – обучение в аспирантуре ЛГИТМиК (проф. кл. Бершадской), защита диссертации

1983 – присуждение ученой степени кандидата искусствоведения

1989 – присуждение ученого звания доцента

1992-1996 – преподавание в Школе одаренных детей

1999-2000 – обучение в докторантуре Санкт-Петербургской консерватории

2005 – присуждение звания заслуженного работника Высшей школы РФ

 

Монографии:

 

  1. О фактуре Шостаковича / Музыка. Библиографическая информация. Вып. 10. – М., 1985. (6 п.л.).
  2. Фактура и ее пространственные координаты в моно- и полиформах складов / Рукопись. Деп. в НИО Информкультура, 27.05.99, № 3230. (10 п.л.).
  3. Музыкальная фактура и ее пространственные координаты. – Астрахань, 2000. (11 п.л.).

 

Статьи:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Публикации в Вестнике АГК «Камертон»:

 

  1. Музыка, подарившая радость (о концерте с участием ансамбля «Скиф», Н. Тарасовой, Т. Важоровой)
  2. Гармония звуков и чувств (о выступлении хора, исполнявшего «Реквием» Моцарта)
  3. Памяти мастера (о Международной конференции «Творчество Д.Д. Шостаковича в контексте мирового художественного пространства)
  4. Два дня научных дискуссий (о Международной конференции «Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития»)
  5. Музыка как вечная любовь (о концерте Г. Волковой)
  6. Играем и поем на «бис» (о концерте в рамках аттестации вуза)
  7. И вновь конференция (о конференции «Психология и фониатрия: их роль в воспитании молодых вокалистов»)
  8. «Диковинные люди – музыканты…» (о творчестве вечере Ю. Гонцова)
  9. Музыка нововенских композиторов (о концерте В. Стрельцовой и Ю. Эльперина)
  10. Еще одна международная (о конференции «Музыка ХХ века в ряду искусств»)
  11. Памяти человека с большой буквы (о конференции «М.А. Этингер: ученый и педагог»)
  12. Многоточие… (о проблеме ведущих на концертах)
  13. Вечер русского романса (о концерте В. Усольцевой и А. Дудиной)
  14. « Мы мало видим, знаем, а счастье в знании дано» (о второй Международной конференции «Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития»)
  15. О конференции в Москве (ГКА им. Маймонида)
  16. О читательской конференции (обсуждение книги Ч. Айтматова «Когда падают годы»)
  17. «Польза бывает не от количества слов, а от качества» (о публицистической деятельности студентов-музыковедов)
  18. От барокко до романтизма (о концерте органиста К. Волостнова, Н. Тарасовой и Т. Важоровой)
  19. Прекрасное пробуждает доброе… (о городской олимпиаде музыкальных школ и школ искусств)
  20. Жизнь как восхождение… (о юбилейном концерте А. Мостыканова)
  21. О Международной научно-практической конференции в Саратове
  22. С оптимизмом, но без прикрас (об аккредитации ДМШ № 1)
  23. Дни современной музыки в Астрахани // Камертон: Вестник Астраханской государственной консерватории, Вып. 7. – Астрахань, 2010.
  24. «С оптимизмом, но без прикрас…» // Камертон: Вестник Астраханской государственной консерватории, Вып. 7. – Астрахань, 2010.
  25. Self-made man (эскиз к портрету женщины в голубых тонах) (о юбилейном концерте Л. Власенко)
  26. О читательской конференции – 2010
  27. «Весна идет…» (о брамсовском концерте и концерте «Виват, оперетта»)
  28. Александру Андреевичу Догадину посвящается (о репрезентации программы памяти автора сборников «Былины и песни астраханских казаков»)
  29. Играет «Скиф» (о филармоническом концерте квартета, Н. Тарасовой и Т. Важоровой)
  30. Апрельские радости и огорчения (обзор музыкальной жизни Астрахани)

 

© vopetrov2009

Бесплатный хостинг uCoz